To display this page you need a browser with JavaScript support. RUSSKIJ ORTODOKS
сайт "РУССКИЙ ОРТОДОКС"







Правда о староверах и староверии.



Баранов В.А.
http://automation-1.narod.ru


         1. Введение.

        Не смотря на все возможности современности, очень трудно найти какую-то правдивую информацию о староверах и староверии. Наоборот - большинство доступной информации полностью всё искажает и перевирает до полного переворачивания всего с ног на голову...
        Я хочу кратко изложить всё что мне удалось узнать и понять про суть староверия.

         2. Исторя возниктновения староверов и староверия.

        Изначально христианство развивалось как более мене однородное учение, но со временем его начали делить на "разные направления", а по сути извращать и уничтожать его...
        К средним векам образовалось два самых больши нарпавления - ортодоксальное христианство или иначе православие и вселенское христиаство или иначе католицизм. Как ясно даже из их названий, православие - это нереформированное и неизвращённое христианство. А католицизм - это реформированное, извращённое (подробности этого я не буду здесь рассматривать) христианство и вообще следовательно не христианство...

        В 17 веке по указанию власти под руководством Никона началось реформирование и православия... Чтоб делу дать "законный вид и толк" народу начали врать, что это мол пустяковое исправление ошибок в текстах и переводах... Но на самом деле эти реформы имели соверншенно иную суть - их целью было извращение и уничтожение православия, т.е. окончательное уничтожение на Земле истинного, нереформированного ортодоксального христианства. Достаточно подробно о содержании реформ Никона написано в приложении "Краткое изложение содержания никоновских (нововерских) реформ православия" (см. ниже).
        Те люди которые что-то понимали, а не тупо соглашались с зомбированием власти, разумеется видели что делает власть и не соглашались с уничтожением православия... И таких людей было очень много, если не большинство, не соглашались с этим целые монастыри... Соловецкий монастырь несколько лет был в осаде и был взят войсками... Уж как-нибудь соловецкие монахи получше разбирались в христианстве чем Никон и войска взявшие монастырь...
        Однако физически сопротивляться реформам было невозможно... Реформы проводились властью, а у власти была армия...
        В первую очередь власть физически уничтожитла всех епископов, не согласившихся с реформами. Это было сделано для того чтоб стратегически сделать так, чтоб не принявшим реформ истинным православным негде было взять священников...
        После уничтожения еписково власть постепенно захватила все монастыри и церкви, уничтожила всех несогласных в крупных городах и в центре страны... Этим стратегически было обеспечено окончательное уничтожение православия.

        Те, кто выжил после всех этих "реформ", вынужден был разбегаться по окраинам страны, по лесам и прочим глухим местам. Власть не стала до конца преследовать всех несогласных и разбежавшихся, т.к. в этом не было необходимости... Без священников и организации несогласные должны были просто сами собой исчезнуть постепенно... Именно это и произошло к седине 20-го века.

        Когда несогласных более менее оставили в покое к концу 17 века, несогласные с "реформами" Никона сумели организоваться, чтоб сообща что-то придумать, решить что делать в сложившейся ситуации... С этого времени несогласных с реформами Никона начали называть староверами, а в 1695 г. образовался Поморский староверский толк - организация староверов.
        Но власть естественно не стала спокойно смотреть и стала переманивать "руководителей" староверов на свою строну... В результате этого руководство Поморского толка согласилась перейти на службу к власти и согласиться с необходимым для этого минимум из реформ Никона.
        Само собой с такой продажностью руководства Поморского толка не все согласились и прозошло отделение от Поморского толка тех, кто продолжал следовать по пути ортодоксального христианства.
        Но в 18 веке уже не было возможности объединить всех несогласных с реформированием... Поэтому в 18-19 веке образовалось несколько ортодоксальных толков и согласий - Бегунский толк, Федосеевское согласие, Филипповский толк, Часовенное согласие.

        Т.к. у старовров не было возможности объединиться, то невозможно было создать единую теорию и единые рекомендации для людей. Поэтому возникли некоторые различия в теории и практике разных толков и согласий. Олнако эти различия не имели принципиального занчения для общей сути староверия.
        Одновременно с этим власть всячески пыталась запутать людей и переманить в лжеправославие. Как уже было сказано выше Поморский толк был превращён властью в лжестароверский.
        Поморский толк был переведён на службу к антихристу путём принятия поморцами молитвы за земную власть, принятия лжепричастия и лжевенчания.
        Кроме этого были созданы так называемые "поповцы" и "единоверческая церковь" - эти структуры вообще не имели никакого отношения к православию и староверию - всё это были просто замаскированные структуры никонианской лжеправославной церкви. И у поповцев, и у единоверцев служат лжепопы приглашённые из лжеправославной никоновской церкви. И поповцы и единоверцы совершают лжетаинства так же как и все лжеправославные никонианцы.

        После революций 17 года никонианская лжеправославная церковь разделилась на две структуры. Перавя часть - это люди эмигрировавшие за ганицу , они организовали т.н. РПЦЗ - "русскую православную церковь за границей". Вторая часть этой структуры - это люди оставшиеся в СССР и начавшие сотрудничать с советской властью, т.е. московская патриархия. По сути московская патриархия это уже не просто лжеправославие, это уже дважды лжеправославие, это уже никонианско-сталинская церковь...
        В последние годы началось активное сближение РПЦЗ и московской патриархии - и ничего удивительного в этом нет, т.к. по сути в них нет никакой разницы, всё это одинаковое лжеправославие...

         3. Краткое изложение теории староверия.

        Никоновские реформы по превращению православия в лжеправославие привели к пониманию русскими того, что во все времена говорили гностические теории. То есть русские пришли к пониманию того, что на Земле правит зло или если в терминологии христианства - антихрист. В понимании этого и есть основная суть староверия.

        Антихрист - это не какое-то физическое существо, это дух и находится он на духовном плане. Но механическая власть на Земле принадлежит антихристу, осуществляет он её через пирамиду власти составленную из слуг антихриста. Слуги антихриста - это обычные люди, но за материальные блага они согласились пойти на службу к злу, пустить зло в свою душу. Чем более предан антихристу человек, чем больше у него зла в душе, тем боле высокое положение занимает он в пирамиде власти, тем больше материальных благ он имеет.
        Кроме того уровень бытия антихриста - это всего навсего ангельский уровень... Духовно антихрист ничуть не сильнее человека, а возможно человек даже потенциально сильнее...

        Никоновскими реформами власть зла начала уничтожать православие и подменять его лжеправославием. Проавославные епископы, не согласившиеся перейти на службу к власти зла, были просто физически уничтожены.
        В сложивхся условиях староверам оставалось делать только то, что было возможно.
        При отсутствии настощих православных епископов невозможно стало появление новых православных священников, а оставшиеся в живых настоящие православные священники просто постепенно все умерли. Новых священников после этого стало негде взять до второго пришествия, т. к. нарушилась преемственность...
        Без священников невозможно стало совершать никакие таинства кроме крещения и покаяния (исповеди).
        Крещение может совершать любой настоящий православный (старовер), но в некоторых староверских согласиях рекомендовалось человеку крестить самому себя, чтоб не было возможности случайно подвергнуться лжекрещению слугой антихриста.
        Покаяние может совершаться или коллективно или просто самим человеком.

        При невозможности венчания стало невозможно безгрешное половое общение между мужчинами и женщинами. Тут вроде возникает неразрешимы вопрос о том, как же тогда размножаться... Но на самом деле всё очень просто - не человек создал жизнь на Земле, не человеку и беспокоиться о её сохранении...
        Кроме того невозможность венчания не означает что при возникновении любви мужчина и женщина не могут сожительствовать. Если возникла любовь, то мужчина и женщина могут сожительствовать, но не должны забывать о том, что даже любовь не может быть однозначным опровданием сожительства без венчания. Поэтому при сожительстве мужчина и женщина должны не забывать каяться в своём грехе. Другие люди не могут их осуждать или одобрять за сожительство, у них нет права судить.
        Ни в коем случае не нужно ходить в ЗАГС и тем более не нужно совершать лжевенчание у католиков или у никанианцев.

        Т.к. вся земная власть находится на службе у антихриста (зла), то из этого следует то, что нужно по мере возможности избегать контактов с различными представителями власти, т.к. все они слуги зла. Не нужно и самому человеку идти на службу к злу, т.к. на такой службе невозможно не грешить. Первейшие и преданнейшие слуги зла это все государственные служащие, журналисты, врачи, юристы, учителя, все кто служит в армии и в "правоохранительных" органах, начальники всех сортов.
        Человеку следует избегать всех мероприятий устраиваемых властью антихриста - выборов, революций, войн... Всё это устраивается слугами антихриста (зла) только для погибели душ и тел людей, для приношения людей в жертву антихристу (злу).
        В некоторых староверских толках и согласиях рекомендовалось даже не брать паспорта выдаваемые властью, т.к. это своего рода клеймо антихриста (зла)...

        В некоторых староверских общинах практиковались способы ускоренного ухода из этого мира антихриста при помощи голодания, сожения и удушения. При этом считалось, что человек мучениями полностью очищался от грехов, становился почти святым и мог спокойно уходить из этого мира. Голодать человек мог сам, а сожение и удушение человек не мог совершать сам, чтобы это не было самоубийством.
        Торопиться уходить из этого мира антихриста не считалось обязательным, это был только вариант для тех кому нахождение в этом мире зла стало невыносимо. Ускоренный уход из этого мира зла практиковался только в некоторых староверских согласиях.
        В болшинстве староверских общин считалось что не нужно спешить уходить из этого мира. Нужно жить и делать всё возможное для спасения своей души. Не нужно идти на службу к злу, соблазняясь материальными благами. Не нужно физически бороться со слугами антихриста на Земле, это бесполезно, физечески на Земле власть антихриста. Бороться с антихристом нужно в своей душе, не нужно пускать зло к себе в душу. Физическая борьба человека со слугами антихриста автоматически превращает этого человека самого в слугу антихриста, т.к. он начинает творить угодное антихристу зло (разумеется это не доводилось до абсурда на бытовом уровне...).

        Душа посылается рождаться на планету Земля на которой првит антихрист не для того чтоб бороться с властью антихриста, а для того чтоб бороться со злом внутрия себя. В условиях власти зла на планете Земля человеку легче понять, что не нужно служить злу за временные суетные материальные блага. Человеку на Земле легче понять, что нужно стремиться к добру, нужно спасать свою душу думая о будущей вечности...

        В настоящее время все настоящие староверские общины можно считать практически уничтожеными, т.к. общины не могли сохранитья не начав так или иначе сотрудничать с властью антихриста и не начав служить ей. Большинство старовреских общин власть зла старалась переделать в поморские общины или в поповцев. Некоторые общины сохраняли старые названия, но по сути преобразовывались по поморскому образу и подобию.
        И ещё один варинт преобразования - это сохранение общины но извращение её сути, доведение всего до абсурда, чтоб обмануть и запутать людей, наврав, что это и есть настоящие староверы.

        Власть антихриста всячески внушает народу, что староверы виноваты в расколе, что они упёрлись из-за пустяка, мол это просто тупые безграмотные люди. Власть пытается изобразить, что суть стровереия это хождение с бородой, в лаптях, в средневековой рубашке, лыком подпоясовшись...
        Власть антихриста даже придумала новое слово "старообрядцы", чтоб выхолостить суть даже из названия явления... Хотя поморцы, поповцы и единоверцы как раз и получается, что старообрядцы, т.к. на самом деле они перешли на службу к антихристу и стали обычными никонианцами-лжеправославными. Поморцы, поповцы и единоверцы именно только внешне отличаются от всей остальной массы никонианцев-лжеправославных.

        Любые организации Земли не могут существовать сами по себе... Власть антихриста любую организацию сначала так или иначе пытается подчинть себе. Если власти антихриста не удаётся взять организацию под контроль, то такую организацию власть антихриста физически уничтожает... Именно по этой своей стандартной методике власть зла с самого начала начала пытаться извратить христианство и перевести его в извращённом варианте к себе на службу. В конце концов, судя по окружающему миру, земной власти антихриста успешно всё это удалось с христианством. Католики, протестанты и никонианцы-лжеправославные являются преданнейшими слугами антихриста, помогают власти антихриста зомбировать людей, заманивать лудей на службу к антихристу, вынуждая людей губить свои души.

        Когда власть антихриста правит на Земле, то быть старовером можно только внутри себя. И этого в принципе достаточно человеку для спасения души. А власть антихриста против этого бессильна, т.к. власти антихриста подвластны только земные сценарии, но не подвластна душа человека не желающего служить злу.
        Кроме того из всего этого следует то, что как только не будет согласных и тем более желающих служить злу - тогда сразу на Земле и исчезнет власть зла, разрушится пирамида власти состоящая из слуг зла. Но произойдёт такое или нет - не известно... Всё зависит от того какие души посылаются для рождения на Землю... А понимание причин и перспектив таких явлений вряд ли возможно с человеческого уровня бытия или находится на грани возможностей человеческого уровня бытия.

         4. Заключение.

        Староверие не просто теоретическое учение, старвоерие это учение подтвержадющееся на практике. Вся несуразность, суетность, неспрведливость, бессмысленность окружающего мира подтверждает верность теории старвоерия.

        Если не поддаваться зомбированию власти (или выйти из под влияния этого зомбирования), то легко заметить полное несоответсвие окуружающего мира представлениям внушаемым всем с детства земной властью...

        Несколько раз за последнюю тысячу лет русские (славяне) поебеждали весь мир... Но в резульатете всегда только проигрывали от этого, гибли десятки и сотни миллионов людей, растрачивались ресурсы накопленные поколениями. И проигрывали не из-за происков врагов, а прогирывали из-за вредительства власти собственной страны...
        Несколько раз власть устраивала бессмысленные революции-перестройки во время которых уничтожалось людей и ресурсов больше чем при войнах... И после революций народ восстанавливал страну..., однако сама власть страны опять начинала революцию или войну...
        В войнах власть страны не помогала воевать своему народу, а наоборот всегда помогала врагам... Поэтому всегда происходили казалось бы невозможные события - армия страны или проигрывала или долго не могла победить врага, котрый был в несколько раз слабее...

        Во всех структурах управления чем-либо руководят не те кто лучше разбирается в этом чём-либо, а люди ничего не понимающие в том чем руководят, а чаще просто дураки или даже сумашедшие...
        От всех этих руководителей народу только вред, но все эти руководители имеют просто сказочный набор материальных благ, в то время как народ имеет благ ровно на не умереть от голода...

        Всё это подтверждает правоту староверия. И всё это объясняется староверием.
        Вся пирамида земной власти существует не для того чтоб делать что-то хорошее для людей. Пирамида земной власти существует для того чтоб служить антихристу (злу). Пирамида земной власти предназначена для того чтоб организовывать войны и револиции, для того чтоб тем самым приносить в жертву антихристу (злу) сотни миллионов людей. Пирамида земной власти существует для того чтоб использовать людей как духовных доноров для антихриста (сил зла)...














Приложение.



Краткое изложение содержания никоновских (нововерских) реформ православия



Под редакцией:
ekspert@bigfoot.com





        Даже если не брать в расчёт традиционалистические представления о взаимосвязанности внешних обрядов с духовной сущностью, никоновскую реформу всё равно нельзя отнести к "чисто обрядовым" изменениям, хотя бы потому, что и словесное изложение православного вероучения было подвергнуто существенным смысловым изменениям и искажениям... Т.е. по сути никоновские реформы создали новую религию, не имеющую никакого отношения к православию. Настоящим же православием является староверие. Ниже рассмотрены некоторые важнейшие преобразования, дабы подтвердить высказанное выше необходимым минимумом конкретного материала.






        1. Изменения в Символе Веры.

        Реформаторы стремились к максимально буквальному, по их мнению, копированию греческого текста, не учитывая различий в грамматике двух языков.
        а) Устранялся противительный союз "а" в словах "рождена, а не сотворена" о Боге-Сыне. Староверы полагали, что это изменение ослабляет противополагание рождённости и сотворённости, внесённое в Символ Веры для возражения арианам, учившим, что Бог-Сын есть творение Отца, т.е. более низкая, а не единая с Ним сущность.
        б) В словах о Царствии Божием "несть конца" переделывалось на "не будет конца". Таким образом, вносилась двусмысленность, позволявшая полагать, что вечное Царствие Христово ещё не наступило с Его воплощением, искупительной жертвой на кресте и Воскресением, но лишь наступит в будущем. (А это перекликалось с иудейским представлением, что Христос не был Мессией, а Мессия ещё придёт в мир и воцарится в нём).
        в) Вместо именования Святого Духа "Господом Истинным" слово "истинный", симметрично применяемое в Символе Веры к Отцу и Сыну, было в новом тексте снято и Святой Дух именовался просто "Господом". Соответствующее слово в греческом тексте могло быть переведено и как "Господь", и как "истинный". Древнерусский перевод включал оба слова, подчёркивая равночестность Святого Духа с другими лицами Святой Троицы. Новый перевод разрушал симметрию, жертвуя смыслом ради буквального калькирования греческого текста.
        Изменения в освящённом вековой историей Символе Веры были восприняты особенно болезненно. Символ Веры с первых веков христианства был основой вероисповедного единства Церкви, и малейшее изменение в нём грозило разрушением этого единства. Классический пример изменения "единой йоты" -- внесение арианами в термин "единосущный" (греч. "омоусиос") лишней буквы "йоты", превратившей его в "подобосущный" (греч. "омиусиос"), что искажало учение о соотношении сущности Отца и Сына. Именно поэтому Вселенские соборы запретили под страхом анафемы любые, самые незначительные перемены в Символе Веры. Каждый христианин-священнослужитель и мирянин -- свидетельствовал своё единство с Церковью точным исповеданием Символа Веры. Средневековое религиозно-мистическое восприятие слова, особенно сакрального, непосредственно обращённого к богопочитанию, предполагало глубочайшую связь между словом и обозначаемой им сущностью. (Позднее, в начале нашего века, эта проблематика получила развитие в имяславческом споре). Такое отношение к слову исключало небрежность в выражениях, двусмысленности и неточности. Поэтому кажущиеся на первый взгляд непринципиальными изменения имели далеко идущие последствия в глазах древлеправославных книжников.
        Реформаторы становились на принципиально новые позиции используя в качестве основного критерия истинности перевода Символа Веры данные науки, языкознания. Для старообрядцев авторитетность древнерусского перевода Символа Веры была связана не столько с научной квалификацией переводчиков (считалось, что перевод восходит к свв. Кириллу и Мефодию), но прежде всего с их святостью и с тем, что он был воспринят Русской церковью, освящён семью веками её жизни. Таким образов, совершался переход отвосприятия сакральных текстов как абсолютной истины религиозного характера к отношению к тексту как истине научной, относительной. Для никоновских справщиков каждый перевод отражает уровень развития науки в свой период времени, поэтому он лишь относительно, более или менее верен и может бесконечно совершенствоваться в дальнейшем. Относительный характер точности нового перевода обнаружился практически сразу же. Как сообщают "Диаконовы ответы", авторитетнейший из деятелей реформы, "похваляемый у вас мудрейший муж, не токмо грамматики и философии, но и самыя феологии глубин известный знатель" Епифаний Славинецкий подверг новый перевод критике с точки зрения "правил грамматических" и создал свой вариант, ещё более отличный от древнерусского. В религиозное мировоззрение вносился элемент релятивизма, разрушалась вера в незыблемость церковных истин.

        2. Изменение написания имени Христа.

        Ещё Ветхий Завет говорил об особой мистической значимости Имени Божия. В древнерусской традиции имя Спасителя писалось Исус. Реформаторы ввели написание Иисус, более точно, по их мнению, воспроизводившее греческое. При этом просвещённый митрополит Димитрий Ростовский в своей антистарообрядческой книге "Розыск" цинично глумился над древним русским написанием имени Христа, переводя его как "равноухий", сравнивая с похоже звучащими греческими словами "равный" и "ухо". Он едва ли не первым заявил, что "раскольники" почитают под именем Исус иного Бога, чем новообрядцы под именем Иисус. Неудивительно, что и староверы стали проповедовать, что под изменённым именем почитается и иная сущность, иное божество.

        3. Употребление поливательного крещения.

        Крещение является таинством, вводящим человека в православную церковь. Далее мы рассмотрим учение о взаимосвязи духовно-мистического и материального начал, формы и содержания в этом акте. Сейчас отметим, что при православном крещении обязательно полное троекратное погружение в воду. Иные действия, например распространённое у католиков поливательное крещение, по канонам православия не могут считаться истинным крещением (Обязательность крещения в три погружения установлена в "Кормчей книге" в 50-м Правиле Святых апостолов. См.: Поморские ответы Отв. 50, ст. 35-я "о обливаемом крещении"). Ревнители традиции считали, искажение формы уничтожает сущность акта. В новообрядной церкви благословением её высшего органа -- Синода, как отражающее взгляды всей Церкви, а не только сочинителя, было издано в 1724 г. составленное Феофаном Прокоповичем "Истинное оправдание христиан, крещением поливательным крещаемых", где излагалось неправославное учение о крещении. Ставшая повсеместной в никонианской церкви практика крещения обливанием дала староверам основание говорить, что новообрядцы и не христиане вовсе, так как их крещение недействительно, а никакая не сделает человека членом Церкви без истинного крещения.

        4. Перемена формы сложения перстов для крёстного знамения.

        Крёстное знамение составляет важнейший элемент всех молитвословий и священнодействий. Святой Василий Великий именовал его первым и всеобщим обычаем неписанного церковного Предания. Форма сложения перстов заключала в себе выражение основных христианских догматов о Святой Троице и двух природах во Исусе Христе. Для традиционалистов знаковое выражение важнейших элементов христианского учения в этом жесте имело не меньшую важность, чем их словесное исповедание.

        5. В молитве Святому Духу, почти столь же распространённой, как "Отче наш", вместо "Царю небесный, Утешителю, Душе истинныи..." вводилось чтение "Душе истины".

        Староверческие полемисты обоснованно указывали, что при таком чтении Святой Дух становился "причастником", предикатом сущности более высокого порядка, некоей "истины". Между тем, в православном мировозрении Святой Дух есть одно из лиц Единой Сущности -- Бога, выше Которого не может не может быть никакой иной сущности, никакой более общей категории.

        6. Введение четвероконечного креста.

        Традиционный православный крест был восьмиконечной формы (трисоставный). Два перекрещенных древа и подножие символизировали исполнене пророчества Исаии (Ис. 60; 13) о трёх древах, от которых произойдёт слава Иерусалима. Четвероконечный же крест традиционно воспринимался на Руси как латинский. Такой крест приказал нести перед собой прибывший в Москву с Флорентийского собора митрополит-униат Исидор. Собор реформаторов утверждал, напротив, что Христос был распят на четвероконечном кресте ("От двою древ сложенный крест истинный есть крест"). Древлеправославный крест они подвергали всякого рода кощунственным поруганиям, но в позднейшее время, без каких-либо объяснений, никонианская церковь вернулась к его почитанию. Вполне естественно, что издевательства над православным крестом, который никониане именовали "раскольническим" и т.п., вызывали соответствующие суждения староверов о кощунствовавших архиереях типа Димитрия Ростовского.

        7. Изменение в пении "аллилуиа".

        В древнерусском богослужебном чине было принято пение : "Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже". Поскольку аллилуиа переводилось с еврейского как "слава Тебе, Боже", всё песнопение толковалось как прославляющее Святую Троицу. Стоглавый собор утвердил это произношение, основываясь на древней традиции и на откровении Пресвятой Богородицы преп. Евфросину Псковскому, о чём повествовалось в его житии. Реформаторы, отвергнув решение Стоглавого собора и житие преподобного Евфросина (как "ложное"), ввели вместо вышеупомянутой сугубой аллилуии трегубую или троекратную : "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" -- во имя каждого из лиц Святой Троицы и единства их существа. Защитники древней традиции считали, что в результате вводится "четверение" Святой Троицы.

        8. В словах молитвы Исусовой вместо традиционного чтения "Господи Исусе Христе, Сыны Божии, помилуй нас, аминь" никонианами предписывалось молиться : "Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь".

        Бессмысленная и ненужная замена при повышенной чуткости религиозного сознания к слову вызывала мысль, что таким образом отрицается исповедание Христа Сыном Божиим.

        9. В древнерусском чине крещения произносились следующие слова : "молимся Тебе, Господи, ниже да снидёт с крещающимся дух лукавый".

        В новой редакции : "ниже да снидёт с крещающимся, молимся Тебе, дух лукавый". Кошунственно-несуразный перевод, смущавший умы более двухсот лет, был снова заменён на древнерусский в синодальном Требнике 1915 года.

        10. Новый стиль в иконописании и церковной музыке, пронизанный влиянием западноевропейского барокко, вступал в резкое противоречие с древнерусской традицией.

        Появление икон, писанных в объёмно-портретной манере, замена сдержанных аскетических мотивов знамённого церковного пения на партесное пение, схожее со светской оперной музыкой, разрушали традиционную гармонию богослужения, заменяя духовное -- душевным, бесстрастную молитвенную сосредоточенность -- эмоциональными, страстными переживаниями. Между тем в православии освобождение от страстей, духовное умиротворение почитается добродетелью, а чувственные страсти -- грехом. С точки зрения традиционалистов, низведение зрительного и звукового ряда в эстетической гармонии богослужения на уровень светской чувственности знаменовало деградацию духовной культуры в Русской церкви.

        11. Некоторые из изменений непосредственно затрагивали философскую сторону православного учения.

        Так, например, в изданной Никоном книге "Скрижаль" говорилось, что Бога лучше уподобить тьме и невидению, чем свету, чтобы лучше выразить Его непознаваемость (Щит веры. Отв. 21, л. 58 об.). Старообрядческие книжники указывали на то, что это уподобление противоречит словам апостола Иоанна Богослова : "Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы" (1 ин. 1; 5). В других новопечатных книгах содержались утверждения о том, что Бог Отец "не бо ис кого, из Себе бо еже быти имать", т.е. имеет причину в Себе Самом, а не беспричинен (Щит веры. Отв. 21, л. 59 об.); о том, что человеческий зародыш одушевляется через 40 или 80 дней, а не сразу по зачатии (книга "Жезл", л. 27). Эти "философские новации" не только входили в противоречие с православным учением, но и оказывались несостоятельными при критическом разборе.
        Этот перечень можно продолжать и продолжать. "Поморские ответы" в своём обсуждении произведённых реформой искажений разделяют их на 58 статей, большинство из которых посвящено группам однородных искажений (50-й ответ). Спустя более чем полвека "Щит веры" перечисляет 131 вид изменений, произошедших в официальной церкви, начиная от перечисленных выше и кончая переменами в быту и одежде под влиянием европейской цивилизации.
        Реформа носила фактически тотальный характер, переделывалась вся жизнь церкви. Только обзор изменений в переводе Псалтыри (в подавляющем большинстве случаев искажающих смысл и ухудшающих стиль текста) был предметом целого ряда исследований (Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века, её истинные причины и цели. Рига, 1992).
        Последствия реформы не были бы столь бедственными, если бы она просто дала жизнь изменениям типа вышеперечисленных, при всей их неверности и ненужности, в качестве одного из возможных видов богослужения, даже именуемого лучшим. Но новое противопоставлялось старому как единственно возможный образец, якобы идущий от первохристианских времён, всякое отклонение от которого есть ересь и подлежит истреблению (в том числе физическому !). Узкими обрядоверами поэтому следует считать не старообрядцев, а руководителей соборов 1666-1667 гг. во главе с восточными патриархами.





Hosted by uCoz